Лямбда-зонд кислородный датчик

Last Updated on 04.02.2022 by Дмитрий

Развитие моторостроения и появление новых строгих экологических норм привели к необходимости мониторинга и автоматического регулирования уровня топливно-воздушной смеси. О том, что такое датчик лямбды и как продлить жизнь катализатора расскажем в данной статье.

 

Что такое лямбда зонд?

Лямбда-зонд — это датчик, определяющий количество воздуха в смеси выхлопных газов. Поэтому еще его называют кислородным датчиком. Греческая λ — лямбда как раз и означает концентрацию кислорода в смеси газов. Устанавливается датчик в выпускном коллекторе двигателя.

лямбда зонд схема
Схема устройства лямбда зонда

Зачем нужен датчик лямбда-зонд?

Контроль за содержанием воздуха позволяет определять количество несгоревшего кислорода. В двигатель внутреннего сгорания (ДВС) подается топливно-воздушная смесь, которая после сгорания превращается в выхлопные газы. Если в них содержится повышенный уровень кислорода, значит соотношение смеси неверное — топлива меньше, чем нужно и не весь кислород сгорел. 

Вся система контроля подачей топлива регулируется электронным блоком управления (ЭБУ). Кроме датчика кислорода в неё входят датчик абсолютного давления и датчик массового расхода воздуха (расходомер), расположенный в патрубке за воздушным фильтром.

ЭБУ суммируя полученную информацию от уровней воздушной смеси на входе и выходе двигателя регулирует подачу топлива и угол зажигания, позволяя добиться максимального КПД узла. Таким образом в автомобиле организована схема обратной связи управления воздушно-топливной смесью. Впоследствии, производители стали устанавливать сразу два кислородных датчика. Другой лямбда-зонд ставится сразу на выходе катализатора для получение более точных данных. Если этот датчик сломается или будет показывать некорректные показатели, то срок работы катализатора существенно сократится. А катализатор — вещь дорогая и установка нового узла обойдется в круглую сумму. Подробнее о замене катализатора мы писали в этой статье.

где находится лямбда зонд
Места установки кислородного датчика

Датчики лямбда-зонда бывают двух типов:

  • с подогревом 
  • без подогрева

Дело в том, что конструктивно кислородный датчик представляет собой гальванический чувствительный элемент с керамическими изолятором и наконечником. Химические процессы провоцируют протекание тока, который усиливаясь отправляются в ЭБУ. Однако, химические реакции протекают только при температуре корпуса не менее 300 градусов. Поэтому обычный датчик без подогрева не работает сразу после запуска двигателя. Чтобы отрегулировать уровень кислорода на “холодную” нужно устанавливать датчик с подогревом. Нагревательный элемент позволяет быстрее нагреть датчик до нужной температуры. Работает от бортовой электросети. Напряжение питания — 12 Вольт.

 

Что будет если лямбда-зонд сломается?

Поломка кислородного датчика приводит к:

  • повышенному расходу топлива
  • увеличение токсичности выхлопных газов (и как следствие, скорому выходу из строя нейтралитического катализатора)
  • плохой отклик на педаль акселератора
  • двигатель начинает троить на холостых оборотах

Как видите, датчик остаточного кислорода напрямую влияет на управление автомобилем. Поэтому при появлении первых симптомов обращайтесь в автосервис за его диагностикой.

 

Какое должно быть сопротивление у лямбда-зонда?

В данном случае речь может идти о сопротивлениях в сигнальной или нагревательной цепях. В сигнальной цепи значения сопротивления варьируются от 2 до 10 Ом. Превышение показателя ЭБУ воспримет как обрыв цепи. В нагревательной цепи сопротивление будет порядка 10 МОм. Не забывайте, в обоих случаях меряем сопротивление относительно “массы”.

схема включения лямбда зонда
Вариант схемы подключения

Сколько живет лямбда-зонд?

Как правило, ресурс кислородного датчика составляет 90 000 километров пробега. Поэтому если вы приобретаете бу автомобиль, уточните у владельца, когда был последний раз заменен датчик. Новый датчик стоит недорого — например, Bosch обойдется от 1500 до 2000 рублей + установка.

 

Чистка лямбда-зонда

Зачастую некорректность работы кислородного датчика обусловлена не обрывами цепей или трещинами, а лишь загрязнением. Налет из сажи скапливается и затвердевает на корпусе датчика, не давая попасть газам внутрь. Главная причина загрязнений — некачественное топливо. Наличие свинцовых присадок в короткое время сделает датчик неисправным. Поэтому мы рекомендуем заправляться только в проверенных местах.

грязный лямбда зонд
Покрытый сажей датчик

Если вы диагностировали загрязнение датчика, то его можно почистить и самостоятельно. Используйте ортофосфорную кислоту. 15-20 минут и сердечник будет очищен. Если же вы не готовы искать датчики и устраивать дома химическую лабораторию, приезжайте к нам. Мы заменим датчик или поставим обманку.

обманка
Обманка

Распиновка лямбда-зонда

Технически датчики разделяются на:

  • бинарные
  • широкополосные

Бинарные кислородные датчики относятся к старым моделям лямбда-зондов. Бинарными они называются потому что имеют всегда два состояния. Напряжение на сигнальном выходе будет меняться от 0 В до 0,9 В. Осциллограмма бинарного датчика напоминает синусоиду, где перепады значений говорят о постоянном изменении концентрации кислорода в выхлопных газах — богатая / бедная смесь. Широкополосный датчик кислорода имеет в своем составе микроконтроллер и насос, благодаря которым он отслеживает состояние смеси постоянно, а не только в крайних положениях.

Ниже приведены распиновки для титановых и циркониевых датчиков.

лямбда зонд распиновка
распиновка для циркониевых датчиков
лямбда зонд распиновка
распиновка для титановых датчиков

Как видите, роль лямбда-зонда в работе автомобиля велика — от него зависит устойчивость работы ДВС и срок эксплуатации катализатора. При первых признаках неисправности, обращайтесь в наш автосервис. СТО “Глушачок” специализируется на ремонте выхлопных систем. Мы работаем ежедневно с 10 до 20. Примеры наших работ можете посмотреть в соответствующем разделе. Звоните или оставьте заявку! 

 

А вот видео, на котором доходчиво объясняют суть работы кислородного датчика:

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *